ГлавнаяИСТОРИЯ полевого аэродрома ,,Йыхви,, начиная с 1930 года.

1930-1939 гг.

Главная » Фотоальбом » Йыхви » 1930-1939 » Авария самолета GL-22 на аэродроме в Йыхви.

КОХТЛА-ЯРВЕ...НАШ РОДНОЙ И ЛЮБИМЫЙ ГОРОД...

 — Andrey Veresh

1941 год.

ВВС Эстонии во Второй Мировой.

Михаил Зефиров 

 Уголок неба. 2004  (Страница:  "ВВС Эстонии во Второй Мировой"    Дата модификации: 05-02-2020 )

 

Выписка из хроники.

Одновременно пилотам 22-й эскадрильи было приказано отбыть в Россию, как официально было подчеркнуто, ╚для переподготовки╩. Однако большинство эстонского летного персонала так и не выполнили этого приказа.

Реми Милк (Remi Milk) вспоминал: ╚27 июня1941 г. мы получили приказ отправиться на поезде в Россию. Мы- 85% летного персонала (около45 человек) - ушли в лес и как╚ лесные братья ╩ сражались с оккупантами╩. Надо отметить, что╚ лесные братья ╩, которыми стали называть партизан из числа местного населения, очень активно действовали против советских частей и освободили от них отдельные районы Эстонии еще до того, как туда пришли немецкие части.

Вопреки ожиданиям и надеждам эстонцев, власти Третьего рейха и не думали о том, чтобы вернуть прибалтийским республикам независимость. Еще 2 апреля 1941 г. в меморандуме т. н. уполномоченного по централизованному решению проблем восточноевропейского пространства в разделе ╚ Эстония, Латвия, Литва ╩ говорилось:

╚ Следует решить вопрос, не возложить ли на эти области особую задачу как на будущую территорию немецкого расселения, призванную ассимилировать наиболее подходящие в расовом отношении местные элементы...

Необходимо будет обеспечить отток значительных слоев интеллигенции, особенно латышской, в центральные русские области, затем приступить к заселению Прибалтики крупными массами немецких крестьян... чтобы через одно или два поколения присоединить эту страну, уже полностью онемеченную, к коренным землям Германии ╩.

18 октября 1943 г. на аэродроме Йыхви (Johvi), в 44 км западнее Нарвы, на базе штаба и двух эскадрилий SAGr. 127 была сформирована NSGr. 11 (estnisch)1 под командованием гауптмана Пауля Лех-манна (Paul Lehmann). I ./NSGr. 11 была создана на базе 2./SAGr. 127, a 2./NSGr. 11 -на основе 3./SAGr. 127.

1 ./SAGr. 127 под командованием обер-лейтенанта Вильяма Лаа-нэкёрба (William Laanekorb), оснащенная гидросамолетами Аг-65,  сохранила свое обозначение и уже в качестве отдельной эскадрильи продолжала совершать разведывательные полеты над Финским заливом

Летные качества эстонских пилотов и их боевая готовность были высокими, что признавалось как командованием Кригсмарине, так и командованием Люфтваффе. Так, 6 января 1944 г. командующий 1-м воздушным флотом Люфтваффе генерал авиации Курт Пфлюг-бейл (Kurt Pflugbeil) направил личному составу 1 /SAGr.127 письменную благодарность. В ней, в частности, говорилось:

╚ Входе тысячи боевых вылетов против нашего общего врага эскадрилья продемонстрировала образцовое исполнение поставленных задач и высокие летные качества. За смелость и неутомимость, проявленные при выполнении заданий, явыражаю летному, а также наземному персоналу благодарность и свою личную признательность ╩

22 сентября 1944 г. приказ перебазироваться из Таллина в Пиллау (ныне г. Балтийск Калининградской обл.) получила и 1 ./SAGr. 127. К этому времени большинство эстонских пилотов уже не видели никакого смысла в продолжении борьбы. Эстония, за свободу которой они сражались, была снова оккупирована советскими войсками, что означало для них конец войны. Несколько эстонских экипажей решили перелететь в нейтральную Швецию и в тот же день сразу три Аг-95 из 1 ./SAGr. 127: W.Nr.2346 ╚6R+LL╩, W.Nr.2350 ╚6R+BL╩иW.Nr.2351 ╚6R+UL ╩, вместо Пиллау приземлились на шведской территории. Приэтом Ar-65 W.Nr.2346 ╚6R+LL ╩1, который пилотировал лейтенант РемиМилк, сел недалеко от Стокгольма.

Интересно, что затем, в ноябре 1944 г., там же, в Стокгольме, с Милком встретился военно-воздушный атташе при посольстве Третьего рейха в Швеции. В ходе этой довольно необычной беседы немецкий офицер попытался убедить Милка вернуться в Германию. Он сообщил Милку, что тот якобы награжден Железным Крестом 1-го класса, Золотым Знаком за боевые вылеты, что ему присвоено звание обер-лейтенанта и что его ждут в эстонской авиагруппе. Трудно сказать, были ли сведения относительно награждения Милка и его производства в обер-лейтенанта верными, но то, что к тому моменту в Люфтваффе уже не существовало ни одного самостоятельного эстонского авиационного подразделения, известно совершенно точно.

1 октября 1944г. генерал-квартирмейстер Люфтваффе подписал приказ Nr. 13215/44, согласно которому все эстонские, а также и латышские авиационные подразделения должны были быть немедленно распущены. В NSGr. 11 (estnisch), которая тогда находилась на аэродроме Хайлигенбейл (Heiligenbeil)1, в 45 км юго-восточнее Кенигсберга, приказ о роспуске пришел 12 октября, а уже на сле-пуюший день еще один самолет группы - Fokker С. VE ╚3 W+OD╩__ перелетел в Швецию. Затем 31 октября туда же на угнанном гидросамолете Do-24 улетел эстонский авиамеханик.

В то же время эстонские летчики-истребители сражались в составе Люфтваффе до конца войны. Обер-лейтенант Карл Луми, летавший в составе 7./JG4, погиб в ходе боев. В апреле 1945 г. двое эстонских пилотов, чтобы не попасть в плен, решили перелететь в нейтральную Швецию. 19 апреля там приземлился FW-190A-8

W.Nr.961076, который пилотировал обер-фенрих Аксель Кесслер, а спустя одиннадцать дней за ним последовал обер-лейтенант Ана-толь Ребане, который на FW-190A-8 W.Nr.739136 совершил посадку на аэродроме Мальме (Malmo).

Эстонских же пилотов, попавших в плен к советским войскам, ожидал приговор - 25 лет исправительно-трудовых лагерей, конфискация имущества, лишение прав и ссылка на пять лет. Большинство из них были освобождены только в 1955 - 56 гг.

В то же время некоторым бывшим эстонским пилотам повезло гораздо больше. Лейтенант Бенно Абрам попал в плен к американцам, уже в 1946 г. он был освобожден и нелегально вернулся в Эстонию. Поскольку все документы о его участии в войне были уничтожены, советские власти не имели к нему никаких претензий. Он смог поступить на медицинский факультет Тартуского университета и стал врачом.

1944год.

Считается, что 1 октября 1944года,  после освобождения Таллина, была создана Эстонская отдельная авиагруппа гражданского воздушного флота.  В 1957 году и последующие годы устанавливается пассажирское сообщение, связывающее  Таллин с городами Вильянди, Валга, Выру, Йыхви, Нарва и Тарту.  Город Тарту – с городами Вильянди, Выру, Йыхви, Нарва, Кингисепп и островами Кихну  и Пийрисаар. 

( ,,В небе Эстонии,,  К двадцатилетию Эстонской Отдельной авиагруппы. (1944-1964)  Таллин 1964 г. Эстонское государственное издательство.)

Начальником аэропорта Йыхви был назначен бывший летчик – Калимуллин  Зия  Гарипович.

1958год.

Катастрофа Ил-14 в Йыхви

Рейс 365 «Аэрофлота

Ил-14 компании «Аэрофлот»

 

Общие сведения

Дата

5 сентября 1958 года

Время

12:52

Характер

Пожар на борту,
попытка угона самолёта

Место

 аэропорт Йыхви (ЭССРСССР)

Воздушное судно

Модель

Ил-14

Авиакомпания

 «Аэрофлот» (Эстонская ОАГ ГВФ, 46 авиаэскадрилья)

Пункт вылета

 ВнуковоМоскваРСФСР

Остановки в пути

 ШоссейнаяЛенинградРСФСР

Пункт назначения

 ТаллинЭССР

Рейс

365

Бортовой номер

СССР-Л2048

Дата выпуска

30 декабря 1957 года

Пассажиры

11 (включая угонщика)

Экипаж

6

Погибшие

1

Раненые

3

Выживших

16

В пятницу 5 сентября 1958 года была совершена попытка угона самолёта Ил-14 компании «Аэрофлот», совершавшего рейс 365 (МоскваЛенинградТаллин), в результате которой погиб один человек, а самолёт был уничтожен.

 

Воздушные пираты в СССР. 5 сентября 1958 года катастрофа Ил-14 в Йыхви. В СССР, с 1954 по 1991 годы, было совершено более 50 попыток захватов и угонов самолетов. 8 января 1954 года двое террористов-мужчина и женщина попытались захватить Ли-2 Эстонского аваипредприятия. Нападающих обезвредили, но во время схватки, был смертельно ранен бортмеханик Тимофей Ромашкин, который получил звание Героя Советского Союза посмертно. Это была первая попытка угона. 58 лет назад, 5 сентября 1958 года, состоялась вторая попытка. Злоумышленник попытался захватить Ил-14 компании Аэрофлот, который совершал рейс 365 Москва-Ленинград-Таллин, в результате погиб один человек, а самолёт был уничтожен. Экипаж самолета состоял из командира Даниила Власова, второго пилота Валентина Платонова, бортмеханика Петра Брызгалова, бортрадиста Анатолия Умнова и штурмана Марка Мартыненко. В салоне работала стюардесса Пильви Кааритс. Всего на борту самолёта при вылете из Ленинграда находились 11 пассажиров. Спустя 30 минут после вылета из Ленинграда, когда самолёт на высоте 900 метров пролетал в районе Нарвы, один из пассажиров (позже удалось определить его фамилию — Чечет) передал стюардессе записку. В этой записке было требование, чтобы командир вышел в салон для «разговора с группой заинтересованных пассажиров», либо в противном случае будет убит. Стюардесса убедилась, что данный пассажир за ней не следует, после чего прошла в кабину и отдала записку командиру. Тот, ознакомившись с её содержанием и заперев кабину изнутри, достал пистолет. Через минуту-две из салона раздались хлопки и начались попытки террориста проникнуть в кабину. Тогда экипаж связался с диспетчером и доложил о нападении, а также о намерении совершить посадку в ближайшем аэропорту — Йыхви. На усердные попытки открыть дверь кабины командир выстрелил, затем отдал пистолет бортмеханику и выполнил «горку»-стал набирать высоту. После этого из салона раздался взрыв, повредивший дверь. Тогда бортмеханик начал стрелять в дверь, пока не кончились патроны. На самом деле доносившиеся из салона хлопки были взрывами — Чечет поджигал от сигареты какие-то предметы, которые затем взрывались. Этими взрывами террорист вызвал пожар в самолёте. Резко снизившись, пилоты посадили горящий Ил-14 в аэропорту Йыхви, после чего экипаж эвакуировался через люк, а пассажиры эвакуировались через дверь. В ходе эвакуации командир получил травму позвоночника, а двое пассажиров — небольшие травмы. Преступник не стал покидать самолёт и погиб в пожаре. Сам авиалайнер целиком сгорел, хотя в аэропорту и была пожарная охрана. Информации о возможном награждении экипажа не найдено.

Аня А нюта  я помню этот случай горящий самолёт пролетел над нашим домом мы жили тогда рядом с аэродромом

Tatiana Leonidova

И я помню этот случай . Я жила на финских .

Валентина Кузина(Варшавская)

Я тоже помню. Видела из окна школы снижающийся самолет и шлейф дыма. После уроков мы, дети, побежали  на аэродром. Помню обгоревшие мешки с письмами. Пассажиров уже там не было.

Тагир Калимуллин

Мой отец , Зия Гарипович Калимуллин, в те года был назначен начальником аэропорта Йыхви, и, кажется, сразу после описанных событий.

В середине 60-х, при очередном вооруженном захвате самолета и попытке перелететь в Швецию группе их 4-х человек , он, находясь в том самолете волею случая, участвовал в задержании и обезвреживанию бандитов. Был награжден медалью и отмечен правительством. Я им горжусь.

 

  24 сен 2016

До сегодняшнего дня об этом не знала...

 

   Маргарита Сидорова

 

1966 год 8 июля. Создание парашютного клуба (АТСК) Приказ № 56к республиканского комитета ДОСААФ.

 

1969г.

 3 июня 1969 года - попытка захвата самолета "Ил-14" эстонского Управления гражданской авиации, рейс Ленинград - Таллинн. Нападавших трое (двое мужчин и одна женщина). Убит бортмеханик, вступивший в борьбу с угонщиками. Судьба преступников неизвестна. Об этом событие мало информации. Описываю происшествие, со слов очевидцев и участников событий. Ил-14 штатно сел на грунтовую полосу аэропорта ,,Йыхви,, Конец полосы уходил в начало лиственного леса. Еще на пробеге, из открытой двери, выпрыгнул один из бандитов. В лесу он был ликвидирован. Самолет рулил на площадку, где происходит посадка пассажиров. В последний момент из него прыгает второй бандит и убегает в сторону шоссейной дороги. В это время, начальник авиаклуба ДОСААФ  Адамчик Б.В. прячется за колесом самолета, стреляет по убегающему, из дробовика. (Взял у сторожа аэроклуба.) Бандит отстреливался. Что было с ним дальше – неизвестно. Подкатили трапп для пассажиров. Стали выходить пассажиры. Одна из женщин подошла к нашему летчику инструктору парашютисту Берлезеву  Василию  Даниловичу и говорит: ,, В этой суматохе я потеряла одну туфлю. Помогите её найти.,, Василий Данилович нашел её обувь и вернул ей. Её взяли на автобусной остановке. Невостребованный багаж,  с площадки,  забрали соответствующие органы. Это в общих чертах.

1981год. Посадка с выключенным двигателем с парашютистами на препятствие. Все живы.

Фото № 1 

Фото № 2

Фото № 3

Фото № 4

Фото № 5

Фото № 6

Фото № 7

 

1987 год.

Над аэропортом ,,Йыхви,,-

Мати́ас Руст (нем. Mathias Rust, род. 1 июня 1968 годаВедель) — немецкий пилот-любитель, совершивший в возрасте 18 лет перелёт на лёгкомоторном самолёте из Гамбурга через Рейкьявик и Хельсинки в Москву28 мая 1987 года (в День пограничных войск СССР) он приземлился на Большом Москворецком мосту, беспрепятственно пролетев более тысячи километров.

 

 

В начале 70 годов. Аэропорт прекратил свое существование. Здание, оборудование, было передано авиационному спортивному клубу ДОСААФ.  В последующие годы, к главному зданию аэропорта, была сделана пристройка. Теперь появилась возможность укладывать парашюты зимой и прыгать в зимних условиях. Через некоторое время сделали надстройку второго этажа. Для класса   парашютной подготовки. Оставалось несколько дней до денежного перечисления Москвой 1 миллиона рублей. ЦК ДОСААФ СССР хотел на базе клуба, сделать место для тренировок сборной СССР по парашютному спорту. Но грянула независимость Эстонии. Денег не дали. Финансирование – прекратилось. Клуб был брошен на произвол судьбы. Найдутся ли спонсоры в современных условиях?! Вряд ли.

Затем черед наступил метеостанции. Станцию закрыли. Сотрудников уволили. За погодой стала следить автоматика.

Здание продали строительной фирме.